ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

 Психологическое благополучие ‒ это понятие, включающее в себя баланс между позитивными и негативными эмоциями человека, удовлетворенность собой, а также своей жизнью и ее сферами. Данное понятие отражает стремление человека к внутреннему равновесию и комфорту. В повседневной жизни термин благополучие синонимичен понятию счастья, а также благоприятному физическому и психическому состоянию. Психологическое благополучие является одной из составляющих психического здоровья человека.

Стоит отметить, что именно в детстве проблемы психического здоровья имеют более прямую связь с обстановкой вокруг, чем в другие возрастные периоды. В детском возрасте в развитии человека играет большую роль ближайшее социальное окружение. А именно наибольшее влияние на здоровье ребенка оказывает семья, как первая ячейка общества. От семьи зависит то, насколько ребенок себя чувствует более благополучным или менее благополучным. Семью укрепляют эмоциональные связи родителей и детей. Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Качество родительской заботы, получаемой ребенком, влияет на его душевное здоровье в будущем, эмоциональный комфорт, ощущение счастья.

Стоит отметить, что нарушение эмоциональных контактов с родителями приводит к снижению чувства защищенности, отклонениям в поведении, понижению самооценки и нарушению психического здоровья детей.

Таким образом, мы видим, что для психологического здоровья ребенка важны взаимоотношения между родителями и ребенком, то есть их эмоциональный контакт.

Часто в виде рекомендации для родителей звучит фраза «уделяйте больше внимания, любви и заботы своему ребёнку». Что же это значит? Быть внимательным к своему ребенку — это знать, о чем он мечтает, чем интересуется, как он себя чувствует в той или иной ситуации, с кем дружит, чего боится, чего хочет от Вас, от друзей, чем вообще наполнена его жизнь в промежутках между учебой и принятием пищи. Естественно, для этого необходимо проводить вместе с ребенком какое-то время «просто так»: вместе гулять, играть, смотреть мультики, разговаривать, другим словом − общаться и получать удовольствие от этого. Понятно, что современные родители, вынужденные делать все на бегу, часто не имеют возможности выкроить время для общения с ребенком «просто так», а не для какой-нибудь цели. Что же делать? На самом деле время найти можно.

Когда позволяет погода, выезжайте в выходной день загород, хорошо бы при этом прихватить друзей вашего ребенка. Необязательно говорить ребенку нравоучительные вещи, важнее просто быть с ним «вместе», и душой, и мыслями полностью присутствовать в общении с ним. Важно поощрять присутствие друзей ребенка в Вашем доме. Когда Вы ведете ребенка в школу или забираете из школы, это время тоже можно использовать для общения. Рассказывайте ребенку о себе: о своих мыслях, взглядах, чувствах, о своем детстве, о своих радостях, сложностях. Почти в любом возрасте можно возобновить чтение на ночь или просто чтение вслух, нужно только подобрать соответствующие возрасту и интересам книги. А потом можно эти книги обсуждать.

Нередко эмоциональный контакт подменяется контролем — так быстрее и проще. Что испытывает взрослый, когда его постоянно контролируют? В любом случае − это некомфортное чувство. Ребенок испытывает то же самое. И от контроля хочется уйти: в собственный закрытый мир, в виртуальную реальность, где контроль невозможен.

Эмоциональный контакт родителя и ребенка — пожалуй, самое важное. Он требует сил, его не всегда легко осуществить из-за собственной усталости взрослых. Но награда за старания и усилия взрослого — доверие и понимание внутреннего мира ребенка и его проблем, о которых вы узнаете первыми и сумеете помочь. В связи с этим, развивается благоприятный климат в семье.

Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снятию стрессовых состояний, снижению остроты возникающих конфликтов, повышению собственной значимости и реализации потенциала каждого члена семьи.

Таким образом, чтобы сохранить психологическое благополучие ребёнка, необходимо:

‒ Вовремя справляться со своими личными проблемами и поддерживать теплые взаимоотношения в семье;

‒ Иметь представление о различных этапах в жизни ребёнка;

‒ Относиться к ребёнку как к равноправному партнёру;

‒ Принимать активное участие в жизни семьи;

‒ Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком, провести с ним время;

‒ Интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в его жизни сложности;

‒ Помогать ребёнку развивать свои умения и таланты;

‒ Уважать право ребёнка на собственное мнение;

‒ Принимать ребенка таким, какой он есть;

‒ Чаще используйте ласку и поощрение, чем наказание и порицание

‒ Установите четкие рамки и запреты и позвольте ребенку свободно действовать в этих рамках;

‒ Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах;

Психологически благополучный ребёнок – это, прежде всего, ребёнок спонтанный и творческий, жизнерадостный и весёлый, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя, и при этом, принимает ценность и уникальность окружающих его людей.

Восприятие родителей как добрых, поддерживающих и содействующих психологической независимости детей, является одним из самых сильных предикторов психологического благополучия, независимо от состава семьи.

Итак, чтобы вырастить счастливого и успешного человека, необходимо уделять внимание не только обеспечению его физических потребностей, но и внимательно следить за психологическим комфортом ребенка, учитывая предложенные выше рекомендации.

Психическое здоровье ваших детей в ваших руках! Чаще полагайтесь на свою любовь и интуицию, а при необходимости обращайтесь за помощью к психологу или психотерапевту.