Психологическая готовность ребенка к школе

Время летит неумолимо быстро. Ещё совсем недавно вы радовались появлению малыша на свет, и вот уже он – будущий первоклассник. Комфортно ли ему будет в школе, не растеряется ли он? Как сложится его школьная жизнь? Это во многом зависит от того, каким ваш ребенок придет в первый класс.

Необходимо заранее готовить ребенка к школе. То, чему он научится сейчас, поможет ему быть успешным в школе. Многие родители на пороге школы «натаскивают» будущего первоклассника – занимаются  чтением, письмом, счётом. Несомненно, ваш ребёнок идет в первый класс с немалым багажом знаний, умений и навыков. Но, уважаемые родители, готовность ребенка к школе определяется не только этим.

Важна психологическая готовность дошкольника. В школе ребенок начинает  формироваться как социально активная личность, устанавливается его позиция в коллективе, зарождается дружба, симпатии. Именно сейчас, как никогда, ваш ребенок нуждается в вашей помощи! В ваших силах научить ребенка  общаться, соблюдать правила, контролировать свои действия и управлять эмоциями. Постарайтесь создать в семье такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит чувствовать себя в школе комфортно.

 

Советы для родителей будущих первоклассников:

  1. Формируйте у ребенка позитивный настрой к школе, чаще делитесь с ним воспоминаниями о приятных моментах своего школьного детства. Ваши добрые воспоминания, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства создадут у ребенка теплое отношение к школе, облегчат стрессовый  период адаптации.
  2.  Занимайтесь с ребенком развитием памяти и внимания, от этого во многом зависят его будущие успехи в учёбе. Игра — лучший способ развития  памяти и совершенствования внимания. Разработано множество игр и упражнений, которые родители могут применять без специальной подготовки,  дети с удовольствием принимают в них участие.
  3. Важно до школы у ребенка развивать умение общаться со сверстниками и взрослыми, чтобы ребенок легко вступал в контакт, не был агрессивен, умел находить выход из проблемных ситуаций общения, признавал авторитет взрослых. Помогите ребенку обрести   чувство уверенности в себе при общении с незнакомыми людьми. Давайте ребенку возможность попрактиковаться в установлении новых контактов. Это может происходить в поликлинике, на детской площадке, в магазине. Например: предложите ребенку в кафе  самостоятельно сделать заказ для себя, для всей семьи; пусть он сам займет очередь к специалисту  в поликлинике. Если ваш ребенок испытывает трудности в общении с другими детьми,  попробуйте организовать игру детей на площадке во дворе и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями.

Не всегда окружающие люди доброжелательны. Учите ребенка  отстаивать свои личностные границы и говорить окружающим «стоп». Если ребенок понимает, как выражать свои чувства в словах и защищаться с помощью слов, он ощущает большую уверенность в себе. Доверяйте ребенку самому решать конфликты, если видите, что он способен на это, но будьте готовы ему помочь. Показывайте пример правильного общения и самозащиты. Ребенку важно видеть, как родители сами разрешают конфликты в своей взрослой жизни и умеют постоять за себя («Я говорю спокойно, и ты не кричи на меня»).

  1. Учите ребенка правильно реагировать на неудачи. Дома нужно иметь опыт и похвалы, и порицания. Главное, помните: критикуя его, вы даете оценку не его личности в целом, а конкретному поступку. Если у ребенка выработана положительная самооценка, то на замечание учителя ребенок не обидится, а постарается что-то изменить. Предоставьте ребёнку право на ошибку. Каждый человек время от времени ошибается. Важно, чтобы он не боялся ошибок, а умел их исправить.

Сравнивайте вашего ребенка только с ним самим, отмечая его личные успехи. Не надо никого ставить в пример. Хвалите ребёнка за его маленькие победы, и не ругайте за неудачи. Попробуйте вместе проанализировать почему ситуация сложилась так, а не иначе, как необходимо поступить в таком случае. Взамен на своё внимание вы получите  доверие со стороны ребёнка. Он будет считать вас друзьями, которые обязательно помогут в трудной ситуации.

  1.    Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни. Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает.          

      Старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого. На уроке учитель  не сможет каждому ученику уделить одинаковое внимание. Постепенно переставайте хвалить ребенка за каждый шаг в работе — хвалите за готовый результат.

  1. Если ваш ребенок очень подвижный, возбудимый, приучайте его спокойно сидеть и работать в течение определенного времени (30-35 минут). Включайте в распорядок дня самые разнообразные занятия, чередуя спокойную работу за столом с подвижными играми. Постепенно ребенок привыкнет к тому, что шуметь и бегать можно в определенное, «шумное» время. Тогда в школе ему легче  будет дождаться перемены. Лето — самое время плавно перестраивать распорядок дня ребёнка под школьный.

 

В заключение хочется напомнить: ваша любовь к ребенку, вера в него, надежда на его успех помогут вашему ребенку стать учеником. Ребенок, выросший в обстановке  доброжелательности, быстрее адаптируется к школе и займет достойное место среди одноклассников.