Три способа сделать занятие интереснее

Вам нравилось учиться? Вы с удовольствием посещали школьные уроки, пары в институте, получали удовольствие от каждого часа занятий? Наверное, не всегда. Разумеется, если всё было так — вам ужасно повезло, большинство учеников могут только позавидовать. Но почему интерес к учёбе в наше время — такая редкость? Почему не удаётся увлечь школьников и студентов, по-настоящему заинтересовать предметом? А ведь процесс получения знаний может быть интересен каждому, просто нужно найти верный подход и использовать правильные приемы. Одним из таких приемов является использование активных методов обучения.

 

Центральное понятие этих методов – понятие интеракция (от англ. «Interaction» – взаимодействие), которое возникло впервые в социологии и социальной психологии. Для теории символического инте­ракционизма (основоположник – американский философ Дж. Мид) характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности, созидания человеком своего «Я» в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми.

Интерактивное обучение является одним из современных направлений в образовательном процессе.

Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» – взаимный, «act» – действо­вать). Следовательно, «интерактивные методы» можно перевести как «методы, позволяющие обучающимся взаимодействовать между собой». Исходя из этого интерактивное обучение можно рассматривать как «способ познания, осуществляе­мый в формах совместной деятельности обучающихся». Это и есть сущность интерактивных методов, которая состоит в том, что обучение происходит во взаимодействии всех учеников и преподавателя.

Таким образом, активный метод обучения – это форма организации взаимодействия обучающегося и преподавателя, при которой преподаватель и обучающийся взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и учащи­еся здесь не пассивные слушатели, а активные участники занятия.К числу активных методов обучения относят обычно игровые формы взаимодействия, примеры которых мы рассмотрим ниже, дискуссионные методы, дающие возможность путем использования в процессе публичного спора системы логически обоснованных доводов воздействовать на мнения, позиции и установки участников «дискуссии», а также социально-психологический тренинг, который направлен на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения.

Активные методы обучения были известны еще с древних времен. ВДревней Греции например, учеников побуждали спорить друг с другом и организовывали прения.

Что это, если не типичный метод активного обучения, с помощью которого отрабатывалось умение отстаивать свою точку зрения, вырабатывать гибкость мысли, быстроту реакции? Так что уже древние педагоги мудрейшей цивилизации осознавали: чтобы успешно усвоить материал, нужно не подавать его в сухом формате лекций и нравоучений, а пытаться заинтересовать учеников, вовлечь их в процесс с помощью игры, дискуссии и активного взаимодействия.

Почему важно включать активные методы обучения в образование?

— Во-первых, такая потребность основывается на функциях нашей памяти. Человек лучше запоминает то, что вызывает у него эмоции. Причем не столь важно, положительные или отрицательные – любое яркое впечатление откладывается в памяти надолго. Годовой курс скучных лекций может стоить одной продуманной, необычной игры или тренинга.

— Во-вторых, часто активные методы обучения включают в себя момент конкуренции. Это спорная вещь: кого-то конкуренция подстегивает, заставляет усиленно трудиться на пути к победе, а кого-то, наоборот, приводит в состояние апатии. Как правило, демотивированы бывают ученики, которые не привыкли лидировать. В данном случае важно найти индивидуальный подход к каждому и заинтересовать. Например, девочка, не проявившая себя ни в учебе, ни в общении с одноклассниками, стеснительная и закрытая, вдруг в процессе оказывается замечательной художницей, получает нужное ей признание, повышает самооценку, а значит – стремление к знаниям. Важно раскрыть человека, подарить ему уверенность в собственных силах. Такой подход может повлиять не только на успех в рамках преподаваемого предмета, но и на всю дальнейшую жизнь ребенка.

-В третьих, учеба – это все таки тяжелый труд, а не развлекательная программа, а например, игра делает этот процесс приятным и интересным, так что ученикам хочется возвращаться в класс вновь и вновь.

-Наконец, активные формы обучения сплотят класс, помогут ребятам лучше узнать друг друга и научиться командной работе. Это немаловажно для учебного процесса и приобретения навыков, необходимых в обществе.

Как сделать уроки игрой?

Давайте вспомним некоторые актуальные игровые методы активного обучения и посмотрим, какие из идей старой школы можно сохранить или развить. Вот какие методики мы советуем использовать для усвоения нового материала и в ходе подготовки к стандартизированным экзаменам.

1.Устроить дебаты.

Дебаты, о которых говорилось выше, будут полезны для любого гуманитарного предмета: русского, языков, литературы, обществознания, истории, географии. Это поможет ученикам ознакомиться с большим количеством информации.

Предварительно стоит попросить каждого подготовиться по определенным темам, чтобы разговор не уходил в отвлеченные сферы.

Также дебаты будут полезны для письменных работ: они учат высказывать свою точку зрения, отстаивать ее, приводить аргументы за и против. Отличный развивающий способ – разделить класс на две половины. Однако будет отстаивать взгляды Базарова, а другая Кирсанова. Лучшей разминки для мозга не придумаешь! Да и дополнительно вспоминается литературное произведение.

Чтобы разнообразить занятия, также советуем устроить просмотр экранизаций литературных произведений, фильмов BBCи Discoverу, кино на английском. Недостаточно просто посмотреть фильм, пусть даже тщательно отобранный, логично встраиваемый в программу курса – необходимо иниицировать его совместный разбор и обсуждение устроив дискуссию (как еще один из методов активного обучения), попросить учеников высказать свои мнения.

2.Провести турнир

Не стоит забывать и про возможности проведения игр в классе: например массовые игры типа «Что?Где?Когда?». В игре может участвовать несколько команд.

Вопросы по предмету предлагаются сначала одной команде, дается время на раздумья, если она не отвечает – ход переходит к следующей. Если и эта команда не сможет дать ответ – шанс получить балл переходит к третьей команде, и так далее. Вопросы могут быть разной стоимости и уровня сложности. Главное, соблюдать очередность, внимательно слушать ребят из класса, чтобы не допустить несправедливость и вести счет на доске.

Имеет смысл договариваться с коллегами и организовывать бои со смешанными тематиками: русский и математика, биология и английский, литература и физика. Почему нет?

Победителям можно придумать символические сладкие призы, да и завершить игру лучше совместным чаепитием, чтобы обсудить самые «острые» моменты и сгладить возможные конфликтные ситуации. И это не единственная знакомая нам игра, можно использовать вариации на тему игр «кто хочет стать миллионером?», «Поле чудес», «своя игра».

Основополагающим здесь будет являться подбор вопросов, которые должны быть интересными и полезными.

3.Поиграть в крокодила

Если необходим подбор аргументов из литературных или исторических произведений, можно использовать вариации на тему игры «крокодил». Например, рисовать на доске сцены из произведений или исторических событий, чтобы весь класс отгадывал, а после обсуждать, как эти знания использовать в сочинении или развернутом ответе.

Здесь смогут раскрыться и проявить себя многие талантливые ученики. Если рисовать по какой-то причине не хочется, можно показывать сценки пантомимой.

Сегодня достаточно возможностей, чтобы превратить учебу в увлекательный процесс, когда ученики с удовольствием будут посещать занятия, проявлять активность, выполнять задания и усваивать материал. А преподаватель будет видеть результат, лучше узнавать свой класс и находить подход к каждому из ребят.

Разумеется, все хорошо в меру – строгость тоже бывает нужна, а превращать всю учебу в одну сплошную игру нельзя. Но разбавлять уроки, используя эмоциональные впечатления для лучшей работы памяти, необходимо. Тогда каждый преподаватель получит самое ценное – высокий результат учеников и благодарность в их глазах.

Примерное время на чтение статьи: 7 минут.

 

Литература:

1.Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула 2002

2.Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 2001.

3.Брушменский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 2003.

4.Гузеев В.В. Образовательная технология – М., 2003

5.Шлаков С.А. Игры учащихся. –М., 2004.

6.Яковлев И.м. Методика и техника урока. –М., 2003.